Многие начинающие водители интересуются: что такое фаркоп в автомобиле и как им правильно пользоваться? Автомобиль — транспорт не только для пассажирской перевозки, но и для габаритных грузов на прицепах. Если багажника недостаточно, то прикрепляют прицеп с помощью специального сцепного элемента.
Это тягово сцепное устройство для легкового автомобиля, оно присутствует в конструкции грузовиков и внедорожников, но у легковых авто – не всегда. Функционал и разновидности у них могут сильно отличаться, что важно учесть при покупке.
Что такое фаркоп
ТСУ расшифровка означает элемент, который представляет собой приспособление для закрепления прицепа к ведущему автомобилю. Он обеспечивает тягово-сцепное соединение и распределяет груз, гарантирует безопасное состояние перевозимых объемов и массы.
В основном тягово сцепное устройство представлено в двух разновидностях:
- Американский;
- Европейский (больше распространен в РФ).
Конструкция простая, всего из двух элементов – крюк для сцепки машин (крепится к балке) и поперечина, фиксируемая за счет крепления к раме или кузову машины.
Если монтаж фаркопа сделан правильно, то ТС визуально не потеряет своей эстетичности.
Функционал и виды фаркопов на авто
По мнению многих водителей, которые не до конца знают, что такое фаркоп в автомобиле, основная функция этого приспособления – только защищать авто от аварийных ударов сзади. Но есть запрет на езду с ТСУ без прицепа – почему?
Все просто: если происходит ДТП, то машина на фаркопе пострадает серьезнее, чем был бы просто удар по ее бамперу сзади. Поэтому специалисты рекомендуют демонтировать эти части, чтобы не повышать риски.
Функционал обычно двойной:
- Транспортировка грузов;
- Буксировка другого транспорта – авто, катера, снегохода – весом до 3 т.
Механизмы тягово-сцепного типа делятся на 3 разновидности:
- Фиксированные – являются неотъемлемой частью бампера, сварные. Однако это устаревшая модификация, демонтаж тут невозможен, ведь крюк сварен с балкой. Надежно, но неудобно. Часто такие варианты стоят на транспорте, где не предусматривается применение ТСУ.
- Съемные – самые распространенные. Ими оснащают уже на заводе такие рабочие машины, как пикапы или джипы, внедорожники. Они нужны водителям, которые периодически что-то перевозят сверх нормы.
- Фланцевые – «условно» съемные. Отличаются вариантом крепления крюка, что выполняется болтовым соединением, которое выдерживает существенные нагрузки. Оптимальны для перевозки крупногабаритных грузов.
По надежности наиболее подходящим признается третий вариант. Но при выборе модели надо учитывать место сцепления прицепа, так как они отличаются на разных моделях ТС.
Классификация по типу шара
Для понимания, что такое фаркоп, стоит изучить разновидности фаркопов по варианту шаровидного элемента:
- А – съемный шар, очень распространенный вариант авто;
- В – конструкция с горизонтальным типом подсоединения, с фиксацией центрированной гайкой;
- С – крепление в двух вариантах – горизонтальное/вертикальное;
- Е – «американский», шар съемный;
- F – в основном на внедорожниках, с креплением шара в 2-х положениях к основанию;
- G – шар кованый, условно-снимаемый, регулировать можно при наличии 6 специальных болтов;
- Н – несъемный, бюджетный, часто присутствует на российских моделях авто;
- V – съемный, не меняется высота, может обеспечивать перевозку груза до 2,5 т;
- N – универсальный, с несколькими модификациями.
Плюсы и минусы есть у каждой разновидности. Например, некоторые варианты нельзя замаскировать ввиду их несъемности, другие не регулируются по высоте. У особо удобных моделей цена достаточно серьезная. А на многие российские авто нужен только сварной ТСУ, что может нарушить конструкцию бампера.
Розетка для фаркопа: для чего она нужна
Часто можно услышать название «розетка» в отношении сцепной конструкции. Для подключения прицепа к сети нужно подать питание через специальную розетку. Через нее идет электроэнергия на бортовые световые огни.
Прицепы имеют огни разного типа – поворотные, габаритные, тормозные. Для них используются розетки на 7 или 13 контактов. 7-контактные нужны для легковых прицепов, 13-контактные – для масштабных автодомов.
Подключение делается стандартным или универсальным методом. Используются стандартные цепи или бортовая электросеть (но она есть не во всех машинах). Проблема электроники – в ее капризности, иногда система выдает ошибку, сообщает о перегрузках. Для устранения ошибки требуется специальный блок согласования.
Важно, что любые варианты подключения доступны для самостоятельного выполнения, не сложны для водителя, который знает, что такое тсу на автомобиле и как им пользоваться.
Производство ТСУ
В основном фаркопы это изделия, которые выпускаются на базе трехмерных моделей. После тестирования запускается серийный выпуск на лазерных станках, на дробеструйных обрабатывающих системах. На каждом этапе проводится контроль качества.
Качеством отличается продукция из Германии, Нидерландов, США и Польши. В России выпуском занимаются компании «Лидер Плюс» (Leader Plus — выпускает продукцию для ВАЗ. съемные и несъемные фаркопы с полным набором крепежей), «ДЗК». Часто хвалят продукцию бренда Bosal – голландско-бельгийской фирмы, которая работает по международным стандартам, предлагает обширный модельный ряд с дешевыми и дорогими фаркопами. Европейские бренды Auto-Hak, Thule также делают классические системы, предлагают новые модели по бюджетным ценам и с хорошим качеством.
По стоимости наиболее дорогими являются модели, которые можно убирать под бампер, но они ставятся только на машины американского производства. За счет особых креплений бамперы позволяют убрать ТСУ.
Как выбрать фаркоп для своей машины?
Вопрос не праздный для многих водителей: как правильно выбирать прицепное устройство для автомобиля? Сначала стоит изучить их классификацию, приведенную выше, понять, какие виды фаркопов подходят для своего авто. Далее стоит посмотреть на другие показатели:
- Тяговая нагрузка: ее предел не должен превышать максимальное значение по допуску.
- Модель машины: конкретные ТСУ подходят только для определенных автомобилей.
- Качество: если речь о разборной конструкции, то у нее должен быть надежный механизм, чтобы не мучиться с поломкой в ответственный момент. Стоит подумать об антикоррозийном покрытии.
- Бренд производителя: есть ТСУ для иномарок или только для российских машин.
- Тип конструкции: разборный, съемный. Если нужно ездить с прицепом постоянно, то лучше поставить несъемный вариант. Если частота применения ТСУ – не более 2-3 раз в месяц, то стоит подумать о разборной версии.
На рынке предлагаются самые разные виды ТСУ по цене и качеству. На этом элементе лучше не экономить, от него зависит эффективность и безопасность грузоперевозок.
Если водитель понимает, для чего нужен фаркоп, он грамотно и точно выберет подходящую модель ТСУ. На стадии обучения вождению важно разобраться, что такое фаркоп в автомобиле, научиться грамотно пользоваться этой конструкцией для собственной безопасности и профилактики ДТП на дороге.