Все легковые автомобили можно поделить на два больших класса транспортных средств. Первые — это авто с автоматической коробкой передач. Вторые — машины с механическим узлом (МКПП).
Что касается уровня комфорта, то тут лидируют автомобили с автоматом. Что касается транспортных средств с МКПП, то они надежнее за счет меньшего количества составных компонентов, а также дешевле в ремонте.
Если кто-то подумывает обзавестись авто с таким агрегатом, то стоит разобрать в деталях, как правильно пользоваться механической коробкой и ее конструктивные особенности.
Устройство МКПП
Название «автоматическая коробка» дает понять, что передачи она меняет сама. Водителю лишь остается выбрать режим работы агрегата — драйв (движение вперед), задний ход, парковка или ручник, а также нейтральная.
В МКПП переключает человек посредством мускульной силы. Непосредственно следующие:
- Нейтральная. При ее включении вращения не передаются на коробку и колеса;
- Первая передача для старта. Обладает наиболее высоким тяговым усилием;
- Вторая и остальные. Обычно всего пять, но могут встречаться автомобили с 4 и 6. Повышение передачи необходимо для повышения скорости и наоборот, снижение для ее уменьшения;
- Передача заднего хода. К ее задействованию прибегают достаточно редко.
Включение той или иной передачи происходит при помощи рычага КПП. Первое время водители-новички смотрят на изображение расположения для их правильного включения. В дальнейшем же происходит привыкание к их локациям.
В результате этого смена происходит быстро и без визуального контроля.
Расположение педалей
Абсолютно каждое транспортное средство, укомплектованное механической коробкой, оснащено тремя педалями: сцепление, тормоз и газ. Сцепление выжимается перед каждым включением очередной передачи.
Если этого не сделать, то МКПП быстро выйдет из строя. Все дело в том, что сцепление отключает коробку от двигателя, тем самым останавливает обороты.
При отпускании педали момент вращения вновь начинает передаваться на коробку, а оттуда — на колеса.
Что лежит в основе принципа переключения в МКПП?
Роль МКПП лежит в обеспечении высокого КПД мотора при старте транспортного средства, во время движения и при снижении скорости.
Механическая коробка способна плавно распределять крутящий момент. Технически это происходит при помощи смены шестеренок, обладающих разным количеством зубьев.
Начало движения
Начинается все с пристегивания ремня безопасности. Убедиться в том, что включена нейтральная, и запустить мотор.
Далее выжать сцепление и перевести рычаг влево и вперед — включение первой. Отпускать педаль максимально плавно.
На определенном этапе появится ощущение, что машина начинает движение. В этом самый момент вернуть сцепление в исходное положение, постепенно нажимая на педаль газа.
Если сцепление отпустить резко, то мотор попросту заглохнет. Это связано с тем, что транспортному средству необходимо приложить массу силу, что начать движение.
Движение
Как правильно пользоваться механической коробкой передач? Секрет плавного движения авто на МКПП заключается в понимании следующих моментов:
- Момент для смена;
- Достижение оптимальной динамики;
- Манипуляции, которые могут стать причиной поломки агрегата.
Момент для передачи можно понять по показателям тахометра. При достижении 3-3,5 тысяч оборотов рекомендуется сменить. Это снизит нагрузку на мотор.
При этом смена передачи будет не сильно заметной. Возникнет лишь ощущение легкой вибрации не более.
При падении оборотов включается более низкая. Также специалисты рекомендуют выбрать более низкую передачу в следующих ситуациях:
- Крутые повороты;
- Движение по опасному спуску;
- Подъем по крутому спуску;
- Во время обгона.
Посредством МКПП можно даже тормозить. Для этого просто переключать с высокой до низкой. Это может потребоваться при движении под уклоном, а также по скользкой дороге.
Снижение скорости и остановка
При уменьшении скорости постепенно менять на более низкую. Если этого не сделать вовремя, то можно заметить небольшую вибрацию, которая в итоге станет причиной выключения двигателя.
Остановиться можно на абсолютно любой. Для этого достаточно и необходимо выжать сцепление, установить нейтральную передачу и воспользоваться педалью тормоза.
Тормозить следует плавно, если же это не экстренная ситуация, требующая незамедлительной остановки.
Главные правила управления МКПП
МКПП — это надежные и долговечные узлы. Но, чтобы они смогли прослужить длительный отрезок времени, принять во внимание и руководствоваться следующими советами:
- Периодически чистить МКПП и следить за уровнем масла;
- В холодное время года оставлять машину на нейтральной;
- При движении по скользкой дороге не включать нейтральную;
- Не оставлять руку на рычаге. Примечательно, но такая привычка снижает срок службы агрегата. Связано это с постоянным давлением на механизм переключения;
- При стоянии на светофоре активировать нейтральную. Стараться не стоять с нажатым сцеплением и включенной передачей;
- Передачи включать при соответствующем количестве оборотов двигателя;
- После смены убирать ногу со сцепления. Если оставить ее там, то соединение компонентов происходит не в полную силу. Такое положение отрицательным образом сказывается на выжимном подшипнике.
Ошибки начинающих водителей
- Поворот руля влево при смене передачи;
- Позднее включение второй скорости;
- Трудности с плавным началом движения;
- Отсутствие понимания, когда нужно менять.
Обучиться тому, как правильно пользоваться механической коробкой передач удастся в автошколе «Авто-Механика». Практические занятия помогут избежать огромного количества ошибок начинающих.