Вне зависимости от конструкционных особенностей ДВС, он является важным узлом авто и требует качественного охлаждения. Это позволит минимизировать вероятность перегрева с последующей поломкой подвижных конструкций. Однако, иногда система всё же ломается. В представленном материале поговорим о том, почему не работает вентилятор охлаждения и как исправить возможные неполадки.
Вентилятор охлаждения двигателя — что это?
Конструкция выполнена в качестве стандартного электромотора, питающегося от бортовой сети с напряжением 12 V. Вал оборудован крыльчаткой, создающей воздушный поток, направленный на радиатор. Крепление пропеллера осуществляется спереди станины, а с задней стороны расположена радиаторная решётка.
Принципы работы устройства
Запуск мотора охладительной системы радиатора выполняется при помощи нескольких методов. Всё зависит от модели и конфигурации автомобиля. Если авто карбюраторное, то температура антифриза должна добраться до отметки 105-107 градусов. Тогда в автоматическом режиме активируется датчик, подающий сигнал на реле крыльчатки охлаждения. Оно подаст питание на моторчик, замкнув цепь.
На инжекторных авто система работает по другому принципу. Запуск процессов осуществляет электроблок. Изначально данные с датчика отправляются на обработку контролёром, и по её завершению, следует передача сигнала на реле вентилятора.
Распространённые причины поломок
Когда температура антифриза повышается до критичных отметок, это свидетельствует о том, что не срабатывает вентилятор охлаждения. Основная задача автовладельца заключается в определении поломки и проведении ремонта. Есть несколько популярных причин, почему не срабатывает охладительный пропеллер:
- электромотор сломался;
- нарушилась целостность проводки;
- контакт датчика и моторчика ухудшился;
- перегорел предохранитель на вентилятор охлаждения;
- сломалось реле;
- датчик поломан;
- в работе предохранителя клапана расширительного бачка возникли сбои.
Выявить поломку в каждой из обозначенных ситуаций можно самостоятельно. Далее подробно поговорим о каждом из пунктов.
Поломка электромотора
Проверка мотора осуществляется с использованием проводов. Их необходимо использовать для подключения к вентилятору, организовав прямое его прямое питание от аккумулятора. Успешный запуск свидетельствует об исправности элемента и необходимости в дальнейшей диагностике.
Вероятнее, проблема кроется в электроприводе. Причиной поломки могут стать:
- разрушение коллектора;
- замыкание обмотки ротора;
- износ щёток.
В первой и второй ситуации понадобится приобретать новый вентилятор, а в третьем проблема решается путём установки новых щёток.
Проводка
Распространённой причиной, по которой не включается вентилятор охлаждения, является разрыв либо замыкание провода. Проверку следует выполнить с использованием стандартного тестера, включив режим детектора. С его помощью выполнятся прозвон проводки, соединяющей контролёр с предохранителем вентилятора охлаждения, реле и моторчиком.
Проверка предохранителя и реле
Предохранитель расположен в блоке монтажа и имеет маркировку F7. Он проверяется тестером. Если всё хорошо, но по-прежнему не работает крыльчатка охлаждения, понадобится найти реле включения. Для проверки функциональности его рекомендуется вставить в свободный разъём.
Проверка датчика включения
Популярной причиной, когда не включается вентилятор, является сломанный датчик. Точно определить факт неисправности можно лишь на авто с инжекторами. Отключённое питание система воспринимает как поломку и производит пуск охладительной системы в аварийном режиме.
Когда ломается датчик, проверку осуществляется так:
- запуск авто;
- прогрев до температуры антифриза в 100 градусов;
- выключение зажигания;
- отключение датчика и отсоединения разъёма;
- повторный запуск мотора.
Если вентилятор заработает, то датчик неисправен.
В авто с карбюратором такая проверка невозможна и проблема решается лишь установкой нового датчика.
Установка предохранителя
Если все обозначенные способы как проверить работает ли вентилятор охлаждения были использованы в холостую, останется последний вариант. Он заключается в проверке предохранительного клапана расширительного бачка.
При его поломке давление сравнивается с атмосферным, и жидкость будет кипеть при гораздо низшей температуре. Проверить работу этого элемента самостоятельно невозможно, и для достижения обозначенной цели придётся ехать в автосервис. Если не хотите использовать этот вариант как проверить вентилятор охлаждения, то можно просто купить новый предохранитель.
Его замена выполняется по такой инструкции:
- отсоединение клеммы с аккумулятора;
- слив антифриза;
- отключение проводов датчика;
- смазка нового устройства герметиком;
- установка;
- заливка охлаждающей жидкости;
- запуск двигателя;
- ожидание достижения нужной температуры антифриза.
Если всё сделано верно, временные затраты на замену составят не больше часа.
Полезные рекомендации
Несколько рекомендаций помогут избавиться от необходимости искать информацию о том, как проверить охладительный пропеллер или сведут эту вероятность к минимуму.
- Регулярно следует следить за работой отдельных узлов охладительной системы, проверяя температуру ОЖ. Информация выводится на приборную панель. Также вы можете прислушиваться к характерным звукам.
- Обязательным является контроль уровня ОЖ и её своевременная замена.
- На ежегодной основе необходимо мыть крышку расширительной ёмкости в обычной воде.
- При обнаружении даже минимальных дефектов в работе потребуется как можно скорее отправиться в сервис, где выполняют ремонт вентилятора охлаждения двигателя.
Нередко случается так, что проблемы с тем, почему не работает вентилятор охлаждения, возникают по причине поломки конкретного механизма. К примеру, реле, электрического прибора либо датчика. В этом случае потребуется отключить инжектор либо подключить электропривод к бортовой сети. Такие действия позволят без труда доехать без перегревов мотора до ближайшего сервиса, где мастера проведут тщательную диагностику и выполнят необходимый ремонт.