- Скрип руля при повороте: причины и методы устранения
- Скрип при повороте руля в движении и на месте
- Типичные причины
- Некорректно проведенный «сход-развал»
- Сложности с рейкой/колонкой
- Дефект сайлентблока
- Проблемы с подшипниками
- Пластиковое скрипение
- Проблемы с шаровыми опорами и ШРУС
- Скрип из-за резины
- Поломка гидроусилителя
- Другие причины стука
- Способы определения причин скрипа
Скрип руля при повороте: причины и методы устранения
Распространенная проблема у водителей – скрип при вращении руля. Эти звуки можно обнаружить не в первый день, а со временем, спустя несколько лет активной езды. Обычно это явный признак внутренних дефектов в ходовой части или других механизмов. Поломки становятся заметными в разных ситуациях, например, при резком повороте руля. Причины данного явления и методы решения вопроса – в этой статье.
Скрип при повороте руля в движении и на месте
Раздражающие вибрации и посторонние звуки могут раздаваться с самых разных сторон. Но сильнее всего выводит из себя, когда при повороте руля скрипит вся система. Оно может тут же исчезнуть. И защититься от этих звуков можно за счет хорошей изоляции, но задуматься о ликвидации причин нужно как можно раньше.
Например, на повороте часть скрипит рулевая рейка – как на полной скорости, так и на стоянке. По мнению экспертов, в идеале рулевое колесо должно работать без шума вообще. Желательно вообще сразу действовать, как только раздается слабый скрежет при повороте руля, если есть шипение – это нормально, но другие звуки недопустимы.
Типичные причины
Сразу стоит отметить, что старые автомобили – то есть в возрасте от 10-15 лет и более – в любом случае могут издавать при повороте руля скрип в районе колеса. Это неудивительное явление, но может привести к отказу работы некоторых элементов, к ухудшению качества езды. Распространенные причины могут быть разными, основные рассматриваются ниже.
Некорректно проведенный «сход-развал»
Если причина – в шинах, то исходные факторы именно там, а не в рулевой части. Это признак сильного и неравномерного износа протектора, нужно поправить положение выставленных углов. Неправильно стоящее колесо задевает кузов или локер. В случае игнорирования проблем резина будет стремительно изношенной. Вообще процесс схода-развала надо делать на спецоборудовании, съездить на шиномонтаж. Там есть нужное электронное оборудование, которое приведет к корректной постановке колес.
Сложности с рейкой/колонкой
В этом случае скрипит руль при повороте появляется синхронно с колебаниями, которые влияют на колесо руля. Для этого нужно понять устройство самой колонки. В ее составе есть кожух для закрытия вала, что позволяет укрепить внутренние части и передавать кручение на рабочие механизмы. Кожух смягчает удары, если их не поглощает подвеска.
Если скрипит рулевая рейка слабо, то можно спокойно ездить на машине, но все равно износ элементов будет происходить в скрытом режиме. И скрип будет сильнее, потребуется замена. Рулевая рейка – сложный конструкт, особенно в старых автомобилях. Нужно проверить пыльники, но серьезную диагностику проведут только мастера на СТО.
Дефект сайлентблока
Данные элементы тоже могут провоцировать скрежет при повороте руля на месте – он возникает в жару, при резком перепаде температур. Это симптоматика износа, особенно для резиновых деталей, которые высыхают и уменьшаются, тем более от старости. Выручает тот факт, что новые сайлентблоки уже делают из полиуретана, который не высыхает.
Проблемы с подшипниками
Странный скрип при повороте руля на месте характерен для подшипников, которые начинают выходить из строя. При вращении руля идет треск или скрип, когда идет загрязнение или попадание пыли, если закончилась смазка. В этом случае стук раздается из подшипника ступицы. Длительность его работы – 50-150 тыс. км, но это варьируется от марки авто.
Пластиковое скрипение
В недорогих машинах есть данное явление как будто по умолчанию. Это просто объясняется низким качеством пластика, креплений. Можно использовать средство типа «Маделин», но легче обратиться в технический центр, самостоятельно справиться будет дольше. Сначала мастер зафиксирует разболтавшиеся части и потом все смажет для профилактики поскрипываний, если при повороте руля слышен скрежет.
Проблемы с шаровыми опорами и ШРУС
При износе шаровых опор при повороте руля слышен скрип, они бывают в любой позиции. По мнению экспертов, надо просто сразу сменить опору – иначе она может отказаться работать в непредсказуемый момент. Например, в случае «экстремальной» езды они точно долго не прослужат. Также надо проверить пыльники, в случае контроля этих двух точек можно избежать скрипения.
ШРУС также важен для передачи крутящего момента на колесо и приводит к хрусту, скрипу при износе и выходе из строя. Источник звуков – игольчатый подшипник. ШРУС может быть как внутренний, так и наружный, во втором случае при повороте руля слышен резиновый скрип чаще возникает по мере износа. Замена нужна через 5-10 тыс. км, но иногда спасает замена пыльников или смазки.
Скрип из-за резины
Это не самая распространенная проблема, она находится в конструкции авто. Для выявления источника машину загоняют на эстакаду, мастер найдет причину. Обычно она кроется в сайлентблоках или уплотнителях.
Поломка гидроусилителя
В рулевом управлении участвует несколько элементов: насос, рулевой механизм, магистраль гидравлики, бачок. Сломаться может любой элемент, и он окажет негативное влияние на остальные. Чаще ломается рулевой механизм – идут утечки, начинается стук при езде по колдобинам, меняется опора или пропадает полностью при повороте в одну или в разные стороны. Также может быть опора с задержкой, после включения машины. Также нет возвращения руля после поворота.
Гидроусилитель бывает часто в современных машинах, он дает мягкое и плавное движение руля. Но при неисправностях возникают странные звуки, например, скрипит руль при вращении когда не хватает жидкости в ГУР. Также часто ломается насос или другая деталь в усилителе.
Важно понимать, что разные симптомы могут быть неоднозначными по происхождению или незаметными. Но ГУР может перестать работать в один момент. По любой причине стоит сдать машину в ремонт, если своих знаний и умений нет в этой сфере. Оптимально заехать на СТО, чтобы диагностировали состояние и отремонтировали с гарантией.
Другие причины стука
В случае иных причин бывает сложно понять источник, почему раздается при повороте руля резиновый скрип. В случае каждой конкретной марки авто все может происходить по специфическим причинам, которые знают только узкие специалисты. Виной тому – разнообразие систем ГУР на рынке, поэтому причин можно назвать много.
Но всегда меры надо принимать срочно, у профессиональных механиков. Не стоит недооценивать проблему, чтобы не дождаться полного разрушения системы. Иначе все приведет к дорогому ремонту.
Способы определения причин скрипа
Без детальной диагностики выявить «капризную» деталь сложно. Алгоритм выявления причины следующий, можно провести проверку до визита в мастерскую:
- Тип звука.
- Обстоятельства, при которых идет шум.
- Регулярность появления или возникновение в конкретные моменты (например, скрипит рулевая рейка при повороте руля).
- Наличие других сложностей, которые сопровождают скрип.
Рассказать мастеру при заезде на СТО нужно обо всех своих наблюдениях, он тогда быстрее решит этот вопрос и ликвидирует проблемы. Какой бы ни была симптоматика, скрип при вращении руля нужно устранять максимально оперативно и при участии специалистов.