rezina С наступлением холодов поднимается вопрос о своевременной замене шин. Особенно актуален он для неопытных автовладельцев, ещё плохо разбирающихся в техобслуживании транспортного средства. Материалы, используемые для летних и зимних шин, отличаются как по составу, так и по структуре.

Зимняя «резина» значительно мягче, тогда как летняя менее эластична. При понижении температуры её жесткость увеличивается ещё сильнее, из-за чего сцепление с дорогой ослабевает, и увеличившийся тормозной путь может привести к аварии.

Это не значит, что зимние покрышки можно считать универсальными. В летний период они становятся слишком мягкими, что отрицательно влияет на управляемость и дополнительно увеличивает расход топлива. Также в теплое время года у зимней резины снижается износоустойчивость.

Варианты установки — передняя или задняя ось

Некоторые автовладельцы, пытаясь сэкономить, меняют резину только на одной оси – передней или задней. Вместо кажущейся экономии это может привести лишь к дополнительным проблемам. Неравномерное торможение разных колёс не просто снижает управляемость, а создаёт все условия для аварийной ситуации.

Вариант с установкой зимних шин на переднюю ось встречается на автомобилях с передним приводом. Их владельцы полагают, что задние колёса в таких условиях играют незначительную роль, поэтому ими можно пренебречь. Однако при сохранении летней резины на задней оси появляется угроза заноса автомобиля. Даже незначительное снижение скорости приведёт к потере сцепления задних колёс, и повлиять на это не сможет даже ручной тормоз. На заднеприводных автомобилях такая схема просто нежизнеспособна – в большинстве случаев машина либо не сможет сдвинуться с места, либо утратится возможность торможения двигателем.

Вариант с заменой резины только на задней оси также не стоит рассматривать. Основную роль в торможении играют передние колёса, на них приходится основная нагрузка и именно они отвечают за эффективность тормозной системы. В условиях нулевого сцепления с дорожным покрытием остановка автомобиля становится невозможна, повороты затрудняются, транспортное средство становится практически неуправляемым.

Ещё одним «эконом-вариантом» является установка шипованных и нешипованных зимних шин. Автовладельцы часто исходят из того, что резина на обеих осях соответствует сезону, но не учитывают возникающую разность сцепных характеристик. Получаемый эффект аналогичен предыдущим случаям, точно так же становится причиной ДТП. Поэтому единственным допустимым вариантом может быть только замена резины на всех колёсах с получением одинаковых характеристик.

Разновидности и характеристики зимних шин

Современный автопром выпускает покрышки, предназначенные для разных нагрузок, дорог и регионов. Выбор следует делать, ориентируясь на условия эксплуатации. Например, не имеет смысла приобретать шипованные шины для поездок по сухим асфальтированным трассам. Нешипованные фрикционные покрышки имеют несколько типов:

  • скандинавские (или арктические);
  • европейские;
  • всесезонные.

виды зимних шин

Первые более «агрессивны» и подходят для регионов с достаточно суровыми, снежными зимами. За счёт добавления в состав силики резина не теряет мягкость даже на сильном морозе. «Скандинавки» имеют меньший индекс скорости (обычно до 190 км/ч), но при этом лучше тормозят на заснеженной или заледенелой поверхности. Они более износоустойчивы. Рисунок их протектора предназначен для обеспечения устойчивости и надёжного сцепления со скользкой поверхностью.

Второй тип шин – европейские – рассчитан на более мягкий климат с дождливыми или малоснежными зимами. На сухом асфальте, когда температура воздуха не опускается ниже –5 °C, «европейки» показывают отличную управляемость. Их особенностью также является специальный зигзагообразный узор ламелей на протекторах. Он не только отводит жидкость из зоны контакта колес с дорожным полотном, но и выступает в роли присосок.

Всесезонные покрышки можно рассматривать только в том случае, если предполагается выезжать куда-либо всего несколько раз за зиму и для этого имеются подходящие условия (сухая прохладная погода, качественные дороги, не покрытые снегом и наледью). При морозе ниже –12 °C их резина быстро теряет ходовые качества – управлять таким транспортным средством становится опасно.

Отдельно стоит шипуемая резина, оснащённая посадочными местами под съёмные шипы. Её относят к промежуточному типу. По техническим характеристикам она ближе к скандинавским шинам, но при условии, что на неё установлены шипы. Иногда шипуемые покрышки предлагаются как оптимальный вариант для города, когда есть возможность посетить сервис, чтобы быстро провести шиповку.

Индексы скорости и нагрузки

Эти два параметра взаимосвязаны, а выбор их напрямую зависит от качества дорог и уровня нагрузки на машину. Основным считается индекс нагрузки – он определяет, какую нагрузку способна выдержать шина при соблюдении указанных производителем скорости и давления внутри покрышки. Различия определяются составом резиновой смеси: одни материалы предназначены для легковых автомобилей, другие – для внедорожников. Вторые имеют большую грузоподъёмность, однако на среднестатистическом городском авто их эксплуатационные свойства будут хуже. Установка шин с низким индексом нагрузки на тяжёлую машину приведёт к быстрому истиранию резины.

Индекс скорости выражается латинской буквой в диапазоне от A до Y. Чем выше это значение, тем хуже будет проходимость автомобиля в зимних условиях. Покрышки с большим индексом скорости хорошо показывают себя на ровных и сухих трассах. В подходящих условиях они имеют лучшее сцепление и меньший тормозной путь. Для заснеженных дорог правильнее выбирать меньший индекс скорости.

Температурный режим

Независимо от типа покрышек, и шипованные, и фрикционные при охлаждении становятся жестче, а их сцепление с дорогой уменьшается. Поэтому устанавливаемые шины должны укладываться в тот диапазон температур, который характерен именно для данного региона. В общих чертах распределение выглядит так:

  • в диапазоне от 0 до –12 °C рекомендованы различные виды «шиповок»;
  • при –12 °C и ниже погодные условия считаются суровыми, для них подходит скандинавский тип;
  • если зимой наблюдается небольшой разброс температур (от +5 до –5 °C), лучше выбирать европейскую или всесезонную резину.

В регионах первого типа обычно наблюдаются обильные осадки с периодическим оттаиванием–замерзанием снежной массы. Это приводит к укатыванию снега и последующему его обледенению, поэтому оптимальным выходом на подобных трассах (а также на заснеженных загородных дорогах) считаются шипованные шины.

В относительно сухом климате состояние и чистоту трасс поддерживать легче, но на таких дорогах шипы не только повреждают асфальтовое покрытие – они создают избыточное давление на покрышку, в результате чего разбалтываются и выпадают. Ещё один минус использования «шиповок» в этих условиях – производимый ими сильный шум, что может быть критично в долгих поездках.

Учитывая наличие на протекторе ламелей, следует обращать внимание на ширину шины. На более узких рисунок прорезей раскрывается быстрее за счёт большего давления в точке соприкосновения с поверхностью дороги, что значительно усиливает сцепление и предотвращает аквапланирование. Это особенно актуально при наличии под колёсами «шуги» – мелко раздробленного льда. Однако следует помнить, что управление автомобилем с такой резиной усложняется.

Размеры — шире или уже?

С шириной покрышек напрямую связано и понятие размера или внутреннего диаметра, обозначаемого цифро-буквенным сочетанием. Этот параметр определяется диаметром колёс и массой самого автомобиля. В зимний период можно улучшить управляемость автомобилем путём замены дисков на меньший диаметр – соответственно уменьшится и нужный размер шин. При этом следует учитывать соотношение высоты профиля покрышек к их ширине. Оптимальной для холодного сезона считается высота в 55–65% – так сохраняется необходимая упругость резины. Небольшая изначальная высота позволяет нанести более глубокий протектор, который помогает усилить сцепление.

При выборе размера ориентироваться нужно также и на состояние дорог. Излишне широкие или низкие покрышки могут привести к потере управления на заснеженных трассах, поэтому не лишним будет посоветоваться со специалистом автосервиса.

Рисунок протектора

Нарезка узора – обязательное условие для всех типов зимних шин. За счёт него увеличивается податливость резины, её поверхность лучше огибает неровности дорожного покрытия. Существует несколько основных типов узоров:

  • прямые;
  • зигзагообразные;
  • объёмные (3D).

рисунок протектора

Для сухих, не покрытых снегом трасс подходят продольные канавки, улучшающие тормозные характеристики. Однако на заснеженной дороге безопасность движения с таким узором довольно низкая. Наибольшую универсальность в сочетании с эффективностью в зимних условиях долгое время показывал второй тип – зигзагообразные или Z-ламели. Ламели такой формы улучшают манёвренность машины, особенно при наличии на дороге наледи.

Развитие технологий и внедрение компьютерного моделирования позволили создавать объёмные канавки, имеющие специальные внутренние опоры. Благодаря им нагрузка распределяется равномернее, что в разы снижает износ и уровень шума. Поэтому 3D-ламели становятся всё популярнее и постепенно заменяют традиционные.

Маркировка — наше всё

Нанесение производителями маркировки призвано облегчить ориентирование в выпускаемой ими продукции. Нужно лишь уметь разбираться в этих сокращениях. При выборе зимней резины в первую очередь следует обращать внимание на следующее:

  1. Дату изготовления;
  2. Износостойкость или «Treadwear» (стандартное значение – 100 единиц);
  3. Тип шин (для зимы подходят покрышки с маркировкой «M+S» или «W»);
  4. Индекс скорости и показатель нагрузки (последний не должен превышать 35% от веса нагруженного авто);
  5. Сертификацию («E» для Евросоюза, «DOT» для США).

Если вы ещё недостаточно хорошо разбираетесь в тонкостях обозначений, то наилучшим вариантом будет посоветоваться с надёжным дилером, который поможет подобрать шины именно для ваших потребностей и стиля вождения.

Как правильно выбрать

Шипованная резина хорошо показывает себя в заснеженной местности с плотно укатанным ледяным покрытием, однако затрудняет управление на скоростях выше 130 км/ч и непригодна для дорог со снежной кашей. Для регионов с невысокими зимними температурами и частыми дождями или мокрым снегом лучше подойдут нешипованные «европейки». Но такие шины обычно рассчитаны на качественные трассы. Если дороги больше похожи на пересечённую местность, стоит обратить внимание на скандинавский тип.

Замена обуви автомобиля на зимнюю может стать достаточно сложной задачей не только для новичков, но и для автовладельцев со стажем. Выбор зависит от многих факторов, поэтому универсального варианта, подходящего для любой ситуации, не существует. Разумно будет ориентироваться на те погодные и дорожные условия, которые в вашем регионе встречаются чаще.

Не бойтесь обращаться за помощью к специалистам, ведь речь идёт не о демонстрации собственного профессионализма, а о безопасности всех участников дорожного движения.